top of page
30133995.6igflz83pt.W665.jpg

О природе зла и не только. Интервью с Татьяной Каблучковой

 

Опубликовано на сайте Альманаха 14 сентября 2014

DSC008666603-removebg-preview_edited.png

Интервью взяла:

Елена Шабалина

куратор проекта

В преддверии подготовки и сбора материалов к новому, уже седьмому, альманаху глубинной психологии "TEMENOS", мы решили пообщаться с нашими постоянными авторами и получить информацию в необычном для нашего издания формате – формате интервью. 

Татьяна Каблучкова, аналитический психолог, член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа", руководитель направлений "Конференции Ассоциации" и "Очные проекты.

Татьяна, Вы часто и продуктивно сотрудничаете с Альманахом «TEMENOS». И в седьмой номер наверняка уже что-то готовите?

Да, есть материал, который уже написан. Прошлый год был у меня весьма продуктивным в плане письменного творчества: я написала пять статей, из которых пока опубликовано только три. Кроме того, у меня есть ещё один материал, который хотелось бы опубликовать. Он как раз не теоретический, а касается практической работы с клиентом. В этой работе я стараюсь представить психическую динамику с позиции амплификации, базирующейся на египетской мифологии.

А о чем две другие работы и почему для Вас так важно, чтобы они вошли в седьмой номер?

Для меня эти работы - это опыт глубокого погружения в тему. Я стараюсь показать, как взаимодействует архетип и материя; ведь из этого взаимодействия вырастают любые формы неживой и живой природы, происходит их эволюция, на нем основаны всевозможные виды взаимодействий живых существ, включая человеческие отношения. Я исследую общепринятое ныне клише, обозначенное, как «психика внутри». Психические процессы рассматриваются как «внутренние» до такой степени, что это приводит к взаимозаменяемости терминов. В статье «Архетипическая типология» я описываю, каким образом человеческое сознание пришло к приравниванию функционирования физического тела и психической реальности. Я стараюсь показать, что эта тождественность кажущаяся. Она не соответствует истинной сущности психического, которая обладает собственной «промежуточной» природой. И не зависит напрямую от деятельности тела. И, конечно, не заключена в его физическую оболочку. Основная часть этой статьи посвящена рассмотрению функций человеческого сознания с позиции соотнесения их с работой телесных органов чувств. Я описываю, как формируется физическое тело человека в соответствии с его психическим потенциалом. И как затем в жизни это сказывается на его восприятии окружающего мира.

Помню, Вы уже говорили о «психике внутри» на XI Конференции УрААПП по глубинной психологии «Дети и Боги», которая проходила 24-25 мая в Екатеринбурге?

Да, верно, я сделала небольшой доклад, составленный из вводных мыслей этой статьи: обзор стадий развития человеческого сознания в историческом становлении человечества для того, чтобы показать, как психика воспринималась на каждой из них.

Эти темы Вы затрагивали еще в прошлом году… А сейчас над чем думаете?

Есть «грандиозная задумка» написать исследование на тему зла. Конечно, идея совсем не нова, но все статьи, книги, исследования, с которыми я познакомилась, не удовлетворили моего интереса к сути этого явления. Тема эта со мной уже давно.

Вообще, обычно я долго вынашиваю какую-либо тему, не обращаясь к ней напрямую. По несколько лет. А затем статья пишется очень быстро – пара-тройка недель, и всё готово. Так было, например, с темой Лилит. Впервые я заинтересовалась ею на первой конференции УрААПП. В своем докладе Роман Кононов сделал Лилит персонификацией архетипа «фальшивой невесты». Практически сразу мне захотелось добавить образу Лилит дополнительной психической функциональности, выходящей за рамки однозначной деструктивности. И это заняло четыре года.

Интересно, что ещё подтолкнуло Вас к исследованию темы зла?

Конечно, работы Марии-Луизы фон Франц, а конкретно – книга «Феномены тени и зла в волшебных сказках». Я взяла из неё прекрасно разработанную классификацию форм зла, и стала использовать в своих докладах и лекциях. Но всё же, при всей глубине этой книги, я не нашла для себя у фон Франц, чем же зло является по своей сути.

Вы хотите докопаться до сути зла? И какую практическую пользу Вы хотите извлечь из этого?

Прежде всего, мне хотелось бы встроить понятие «зло» в свою систему мировоззрения. Читая ФФ, у меня сложилось свое представление о природе зла. Люди часто используют этот термин в описании своих невыносимых переживаний. Для них зло – это не абстрактная религиозная категория, а часть жизни. Я хочу придать злу психологическое измерение, чтобы узнавать его в разных клинических историях. Сколько людей – столько и частных форм проявления зла, в основе которых лежит общая психологическая закономерность. Ее я и постараюсь описать.

А с какой частной формой зла Вы сталкиваетесь на практике?

Когда окружение как будто вытаскивает у человека «стержень» его личности, и использует его, как пустую оболочку для собственных нужд. Этот жуткий образ находит воплощение в фильмах ужасов про зомби. А так же отражает участь тряпичных кукол на руке кукловода.

Татьяна, а сами Вы читаете Альманах «TEMENOS» или только пишете?

Да, я обязательно читаю «TEMENOS», причём, по своей привычке, от корки до корки, пропуская только собственные статьи. Мне интересны взгляды коллег: читая их творческие выкладки, я нахожу новые ракурсы в рассмотрении предложенного теоретического или практического материала, а кроме того, если встречаю неточности и пустоты, они становятся для меня стимулом в собственных поисках. Интересна ещё новая рубрика «Переводы», которая расширяет «TEMENOS» до международного уровня, выводя его значение из местного в общероссийский формат глубинно-психологического издания.

Что Вы можете пожелать потенциальным читателям?

Интереса и творчества. Интерес к «TEMENOS» делает мир каждого шире, а творчество в прочтении «TEMENOS» заключается в собственной переработке предложенного другими. Читайте, интересуйтесь, творите сами – и мы, авторы «TEMENOS», с удовольствием прочтём ваше, тоже став его читателями.

bottom of page