Образ ведьмы в психике современной женщины.

Интервью с Екатериной Терентьевой

 

Опубликовано на сайте Альманаха 29 октября 2014

Интервью взяла:

Елена Шабалина

куратор проекта

Екатерина Терентьева, аналитический психолог, член Уральской Ассоциации Аналитической Психологии и Психоанализа, заместитель директора Центра Развития Глубинной Психологии.

 

Екатерина, наши читатели интересуются, какие материалы будут в «Temenos 7». Знаю, что примерное название Вашей работы «Образ ведьмы в психике современной женщины». Можете поделиться, о чем это?

Это своего рода размышление о том, что значит образ ведьмы для современной женщины. Почему хотят быть ведьмами или, наоборот, боятся этого? Чем привлекает образ ведьмы и чем отталкивает? Откуда берутся ведьмы? И если это способность, которая может передаваться по наследству, то не избежать разговора об отношениях матери и дочери. На эти вопросы я пытаюсь ответить в статье. Да и сами ведьмы бывают очень разные: это и соблазнительные ведьмы из сериала «Салем», и завистливые мачехи из волшебных сказок, травящие своих падчериц яблоками, и отвратительные старухи, варящие колдовские зелья.

 

А чем Вас привлекает образ ведьмы? Вас, вообще, он привлекает или пугает?

Вот как раз в процессе работы я прихожу к выводу, что и то, и другое, поскольку никуда нам от образа ведьмы не деться – он является неотъемлемой частью любой женской психики. Привлекает возможностью доступа к тайному знанию, о котором молчат, некоему волшебству, которое управляет миром. К сожалению, расплатой за это часто становится пронзительное, а иногда и озлобленное одиночество. И это пугает.

 

Мне вот очень нравятся образы ведьм в фильме «Практическая магия». Там показано такое «женское братство», взаимная поддержка, которая в обычной жизни женщинам скорее не свойственна. Правда, мужчины, которые их любят, умирают…

Мне кажется, идея о том, что женщины не умеют дружить, подобна идее о том, что у женщины нет души. На мой взгляд, и та, и другая не имеют под собой реального основания. Возможно, они проистекают от крайне патриархального восприятия женщин людьми второго сорта. Для меня это подобно идее Фрейда о зависти к пенису.

Принято считать, что быть ведьмой - значит, обладать особой властью. В любых словарях ведьма трактуется как женщина, которая отдала свою душу дьяволу в обмен на власть. Любую. И это пугает мужчин и злит женщин. Однако еще более грустно, когда женщина отказывается от своей силы во имя того, чтобы оставаться рядом с мужчиной. К сожалению, от такого выбора проигрывают оба.

 

Как однажды заметил Юнг, там, где стремление к власти взяло верх, нет места любви…

С этим нельзя не согласиться. Но власть бывает разная. Для меня власть ведьмы - это то, что составляет природную силу женщины, ее суть. Но по каким-то причинам с ней утрачен контакт. Будучи отвергнутой, в искаженном варианте она может принимать образ фаллической матери. И тогда, действительно, нет места любви.

Так или иначе, чем глубже мы погружаемся в исследование темы женского, женственности и вообще феминного, тем больше мы понимаем, какой властью над миром оно наделено. И тогда вместе с властью неотвратимо проступает образ ведьмы. А интеграция ведьмы возвращает феминному утраченную целостность.

На мой взгляд, архетипическим прототипом любой ведьмы является Геката. Согласно греческому мифу именно Геката сыграла решающую роль в воссоединении Деметры и Персефоны. Она не только была свидетелем похищения Коры, но и помогала Деметре в ее поисках утраченной дочери. Вместе с тем Геката - богиня лунного света, преисподней и всего таинственного. Образ Гекаты за время своей истории претерпевал значительные изменения. Изначально Геката включала в себя всю полноту смысла феминного, в том числе покровительство материнству и маленьким детям. А по мере развития сознания она стала обитать в подземельях Персефоны и представлять собой страшное существо в сопровождении черных как ночь собак и чудовищ подземного мира.

 

И почему образ Гекаты так изменился?

Скорее, изменилось отношение к ней. В каком то смысле отношение к Гекате символизирует то положение, в котором в нашем современном обществе находится непринятая часть фемининности, связанная с ее изначальной властью. В процессе работы над статьей я стала понимать, что Геката – сложный образ, соединяющий в себе все три аспекта женщины: девушка, женщина, старуха. Я стала размышлять, что, возможно, способ отношения к Гекате зависит от уровня развития Эго. Отсюда я выделяю несколько периодов в жизни женщины и разного отношения с образом ведьмы. Начиная с детства, когда ведьма, действительно, может быть очень опасна. Детям не место в мире ведьм! И, заканчивая старухой - наиболее важным этапом, на котором завершается интеграция Гекаты, когда женщина понимает, что она не только принцесса, любящая жена, добрая мама, но и баба Яга – тоже она. Ведь все изменения в жизни прекрасных принцесс начинаются после встречи с ведьмой. И мне кажется, что начало этого путешествия к женской мудрости и целостности лежит именно в точке столкновения с ведьмой. Нужно съесть яблоко, чтобы хоть что-то случилось! Иначе женщина так и останется всего лишь дочерью своей матери.

 

Тема ведьмы в современном мире, конечно, «вкусная» и в последнее время весьма эксплуатируемая… И все-таки что лично Вас натолкнуло на эту тему?

То, что об этом снимают фильмы, только подтверждает, что людям это интересно! И это значит, что я сталкиваюсь с этой темой не только в сказках или на киноэкране, но и в аналитическом кабинете. И тогда мне важно понять, что значит ведьма в психологическом пространстве человека, в каком виде она там существует, какую роль играет. Ведь в каждой женщине живет ведьма; вопрос в том, насколько она готова это осознавать.

 

И как это переплетается в работе аналитика?

В своей работе я анализирую ситуацию идентификации женского эго с комплексом ведьмы. На символическом уровне это история о том, что бы случилось, если бы Гекаты не оказалось на месте, и лишенная проводника Деметра не смогла бы разыскать Кору. И тогда Кора, став Персефоной, навсегда осталась бы в подземном царстве, не имея возможности выхода на землю. Я хочу сказать, что в некоторых случаях аналитику приходится выполнять для своих клиенток функцию Гекаты, становясь связующим звеном между утраченным потенциалом женщины и ее способностью быть хорошей любящей матерью по отношению к самой себе. Это очень сложный и длительный процесс, и мне хочется надеяться, что мой опыт окажется полезным для читателей альманаха.

Спасибо за интервью, Екатерина, будем с нетерпением ждать, когда ваша статья появится в альманахе «Temenos 7».

© 2002-2020 Альманах глубинной психологии Temenos